Шапка-ушанка – это про нас?

На илл.: Художник Федот Васильевич Сычков (1887-1958)

«Встречают по одежке», – так гласит народная мудрость. И действительно, по одежде человека можно многое о нем сказать: о характере, социальном статусе, поле. В прежние времена одежда могла рассказать и о национальности своего владельца. Теперь многое изменилось. Натолкнувшись недавно на данные социологического опроса жителей США, в котором они описывают облик среднестатистического русского человека, я обнаружила для себя, что большинство американцев представляют нас в шапке-ушанке и с балалайкой. Китайцы выпускают сотнями шапки-ушанки в качестве сувениров, наравне с матрешками, ассоциирующимися с русскими. А французы включают ушанку, как элемент русского национального костюма в показы домов моды. Например, Ив Сен-Лоран и Кристиан Диор используют в своих коллекциях шапки-ушанки. Смешно и досадно осознавать тот факт, что многообразие русского национального костюма сводится к двум-трём предметам. И ушанка – это непременный атрибут русского человека в глазах иностранцев, по крайней мере в недавние годы. Она ассоциируется с чем-то нелепым, неуклюжим и даже глуповатым. Такой стереотип скорее мешает успешному международному общению, чем помогает понять русский менталитет.

         Более того, современная русская молодёжь, теряя корни, забывает историю и традиции, потакая европейской моде. Например, мои ровесники из России, наравне с западными, воспринимают шапку-ушанку как элемент национального костюма и часто даже не догадываются, что она появилась в привычном для нас виде лишь в начале XX века благодаря Белой армии. Правда, тогда она шилась не из меха, а из сукна и называлась «колчаковка». Позднее, в 1934 году, шапка-ушанка обрела уже знакомый нам вид и по сей день является одним из популярных головных уборов, причем не только в нашей стране.

         Нужно с горечью признать, что современная одежда всё дальше уходит от национального колорита. Молодёжь лучше ориентируется в брендах европейкой моды, чем в особенностях русского национального костюма. Идёт глобализация культуры. Процесс естественный, но всё-таки грустно думать о том, что традиционный русский костюм, который отражает душу народа, может остаться только в этнографических музеях и на картинах. И наши потомки, поверив в заблуждение, будут всерьез считать ушанку неотъемлемым предметом одежды русского человека в старину.

         Неужели ушанка так и останется стереотипом русского увальня –  Ивана, не помнящего родства, главного героя комиксов про русского человека? Такие этнические стереотипы мешают по достоинству оценить культуру другой страны, найти друзей-иностранцев и наладить дружеские отношения между странами. Чтобы избавиться от типичных стереотипов о русском народе, мне кажется, важно формировать сознание подрастающего поколения с опорой на нашу многовековую культуру.

Так какой же образ и костюмы нужны России? Безликие (возможно, для нас) европейские или душевные русские? Давайте подумаем вместе. А шапка-ушанка, перестав быть предметом насмешек и развенчав миф о принадлежности к русскому национальному костюму, всё же пусть продолжает спасать от морозов людей разных стран мира.

Комментарии

Комментариев пока нет

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Статьи по теме: