Что нам стоит СНП построить?

Источник илл.: PaintingValley.com

В век интернета и высоких технологий по-прежнему остаются очень важными и востребованными реальные профессии. Люди пока не научились выращивать картошку, разводить кур или строить машины исключительно через возможности веб-сайтов и социальных сетей. На полях и заводах, как и сто лет назад, по-прежнему закладывается фундамент жизни нашего общества.

Океаны и моря занимают большую часть поверхности Земли. Немало замечательных созидательных профессий связаны с работой на шельфах морей. Что же объединяет такие профессии, как водолаз, промышленный альпинист, геодезист и сварщик? Все эти, а также представители многих других профессий, нужны для строительства стационарных нефтяных платформ или СНП.

Нефть сегодня является связующим звеном мировой экономики. Ученые всего мира пока безуспешно бьются над вопросом замены нефти. Подобно тому, как кровеносная система связывает воедино все органы и системы человека, также и углеводороды играют ключевую роль в современном обществе. Если бы завтра в мире закончились все запасы нефти, мы стали бы свидетелем общемировой катастрофы в стиле пресловутых Голливудских блокбастеров. К сожалению, запасов нефти на суше становится меньше, поэтому в поисках черного золота люди уходят вглубь морей все дальше и дальше от берега.

Строительство стационарной нефтяной платформы для добычи нефти в море можно сравнить со строительством большого дома с той лишь особенностью, что он расположен на морском дне. Большая стройка начинается на береговом заводе по строительству кораблей и гидротехнических сооружений. Люди многих славных профессий трудятся на судостроительных верфях! Инженеры-конструкторы разрабатывают чертежи и делают расчёты, чтобы будущее сооружение было надёжным и безотказно работало в условиях штормов и нагромождений морских льдов-торосов. Технологи разрабатывают документацию и организуют процессы, чтобы отдельные части строящегося объекта лучшим образом были размещены в заводских цехах и в нужное время перемещались для окончательного монтажа на стапель. Операторы станков и машин производят вырезку и обработку деталей, чтобы затем судосборщики могли из них правильно собрать конструкцию, которую затем окончательно формируют сварщики. Такелажники отвечают за то, чтобы собранные части металлоконстркций переместить с помощью подъёмных кранов на место окончательного монтажа. А ведь есть ещё и слесари, маляры, монтажники и многие другие.

Много воды утекло с романтических времен Петра I, когда гигантские парусники строились с помощью топоров и рубанков, но современные строители судов и буровых платформ чувствуют свою причастность в Великому делу и обязательно отмечают все морские праздники: Лень военно-морского флота, ень кораблестроителя, День работников морского и речного флота.

Наконец буровая платформа готова. Но вот незадача – она находится на берегу, а как доставить её в море? Тут необходима помощь огромных подъёмных кранов, которые переместят тяжелые конструкции со стапеля на баржу. Иногда буровые платформы такие огромные, что их необходимо вывозить в море частями, а каждую часть размещать на отдельной барже. Лишь совместная слаженная работа инженеров по морским операциям, экипажей судов, крановщиков и стропальщиков поможет выполнить подобные работы. А ведь части буровой платформы необходимо надежно закрепить на баржах и тут не обойтись без сварщиков и другого персонала.

Исследовать морское дно в месте установки буровой платформы – задача для водолазов и геодезистов. Важно знать уровень и рельеф дна в точке установки, а также состав грунта. На морском дне могут быть остатки затонувших судов, подводные трубопроводы или другие посторонние объекты. Лишь тщательное исследование и подговка заранее до установки платформы на место монтажа могут помочь избежать крупных проблем. Геодезисты с помощью спутникового оборудования также помогут установить буровую платформу в нужную точку в море с точностью до сантиметра. Нефтяные скважины могут быть пробурены только в определенном месте.

Самое впечатляющая часть строительства буровой платформы – это её монтаж в море. Караван из судов: буксиров, барж, плавучих кранов, пассажирских и обслуживающих кораблей – движутся на шельф, объединённые одной целью. Установка большой нефтяной платформы может длится достаточно долгое время, вплоть до нескольких месяцев. Каждую часть сооружения нужно установить в определенном порядке. На сроки влияет переменчивая погода в море, ведь для выполнения операции необходимо «окно» продолжительностью несколько дней дня без сильного ветра и волнения, что бывает редко даже летом.

Монтаж СНП заключается в том, что каждый её модуль устанавливается на морское дно в определенном порядке. Совершенно особенные и поражающие виды ожидают тех трудящихся, кому довелось принять участие в подобной работе. Брызги волн, бескрайний голубой простор моря, свежий соленый воздух становятся декорациями для морских операций. И вот на фоне заката, который окрашивает небо в миллион багряных оттенков виден силуэт огромного исполина – плавучего крана. Механизм поднимает на свои «плечи» конструкцию весом 1400 тонн, соизмеримую с массой тридцати современных танков. Трудяги-буксиры, басовито урча двигателями, толкают плавкран с грузом к месту установки. Делают они это очень медленно и плавно. Спешка в таком деле особенно вредна, ведь очень высока цена ошибки. Одно неверное движение может загубить годы долгой работы тысяч людей. Огромная ответственность лежит на плечах руководителей морских операций.

Наконец кран на месте и начинает медленно «майнать» груз. Со скоростью несколько метров в минуту конструкция опускается под воду, пока не достигнет морского дна. Геодезисты подтверждают правильность места установки и положение консрукции относительно горизонта: нет ли перекосов или наклонов, насколько ровно она стоит. Водолазы спускаются под воду для проверки и видеосъёмки состояния стального модуля относительно дна. Если инженеры довольны качеством монтажа, промышленные альпинисты или «скалолазы» отправляются на моторке к модулю, чтобы вскарабкаться на его верхушку и отцепить стальные канаты – стропы от стальной конструкции. Модуль может представлять из себя набор вертикальных и наклонных стоек и раскосов из труб. Поэтому вкарабкаться на него по гладким стальным поверхностям это более сложная задача, чем вскарабкаться на гору, имеющую хоть какие-то выступы и шероховатости. Немалая отвага нужна для того, чтобы работать промышленным альпинистом!

Недостаточно просто опустить модуль платформы на морское дно. Коварные морские течения могут размыть грунт под ней, из-за чего она может наклониться. Подобное развитие событий несут в себе огромные риски, ведь это может повлечь за собой разлив нефти в море – страшное экологическое бедствие, которое нанесет непоправимый урон природе. И тут на помощь приходят инженеры-механики по обслуживаю гидравлических молотов или «молотобойцы». Подобно тому, как в основание домов на суше забиваются сваи, также и буровые платформы крепятся ко дну с помощью длинных труб-свай, уходящих в морское дно на глубину нескольких десятков метров.

На крюк подъёмного крана навешивается особое устройство для забивки свай – гидравлический молот. Он может достигать нескольких метров в длину и иметь массу до нескольких тонн. Перед забиванием сваю нужно установить в специальную направляющую воронку, которая расположена под поверхностью воды. Специально обученный оператор, направлет к воронке плавающий робот с подводной видеокамерой, чтобы крановщик мог видеть на мониторе место установки сваи.

Забить в грунт сваю-трубу диаметром два метра непростая задача. За один удар молота свая проваливается всего на несколько сантиметров. Дело осложняется ещё и тем, что разные слои грунта сменяют друг друга. В более мягкий песок труба забивается быстро, в то время как в плотном ракушечнике она может долго стоять на месте несмотря на многочисленные удары молота. Каждая свая забивается в грунт на протяжении нескольких часов. В течение дня вряд ли можно успеть забить более двух-трех свай, притом что общее количество свай может доходить до двух десятков.

Лишь после забивки свай и монтажа всех частей корпуса буровой платформы можно говорить об окончании монтажных работ. Но не все работы на этом заканчиваются. Нередко после установки СНП на платформу прибывают маляры, электрики, изоляровщики для завершения работ, которые по каким-то причинам не успели закончить на берегу. Случаются, что достроечные работы продолжаются даже тогда, когда буровики уже начали работать над скважиной и даже, когда пошла первая нефть.

Огромное количество профессий участвует в процессе строительстве и монтажа морских буровых платформ. Чем же занимаются люди в редкие часы отдыха по вечерам? В основном работники проживают в каютах на судах, участвующих в проекте. Коротать время в тесных каютах, больше напоминающих купе пассажирских поездов, навевает тоску. Большинство людей выходят вечером на палубы. Кто-то занимается спортом. Для этого даже оборудуются специальные уголки с тренажёрами и зачастую самодельными спортивными снарядами. Кто-то предпочитает общение с друзьями и коллегами. Кто-то играет на гитаре, а кто-то рядом пьёт кофе. Можно просто любоваться на красивый закат, наслаждаться запахами морского воздуха. На вопрос: «Как ты провёл лето?», – участники подобных проектов, не покривив душой, могут ответить: «Все лето провёл на море».

Бескрайние водные просторы предоставляют возможности для необычных видов досуга. Глубокой ночью в некоторых морях можно опустить небольшую сетку в воду и направить на нее луч света судового прожектора. В какой-то момент свет гаснет и сетка быстро извлекается на поверхность воды. К удивлению участников и наблюдающих после этого в ней можно обнаружить большое количество искрящихся серебром рыбешек, которых можно высушить или засолить и использовать в качестве вкусной закуски. Рыбалка без удочек и червей – воистину возможности морских ресурсов поражают.

Впрочем, подобный досуг возможен лишь в местах, в которых рыбалка не запрещена законом. Морские нефтяные месторождения нередко расположены в уникальных экологических условиях и заповедных зонах. Зачастую вокруг буровых платформ можно увидеть косяки рыб, плавающих тюленей, удивительных птиц, каких не встретишь в городе. Одна из важнейших задач проектировщиков и строителей – не допустить попадания вредных веществ в воду и воздух. Необходимо беречь природу и с уважением относится к местам, куда человек пришёл в гости, а животные и растения населяли эти места задолго до прихода людей.

Нефть проходит огромный путь из недр земли до бензиновой колонки на автозаправке. Этот путь ей помогают пройти тысячи работников и сотни профессий, которые участвуют в строительстве и установке буровых платформ в море. Эти профессии никогда нельзя будет перевести «на удалёнку».

Комментарии

Комментариев пока нет

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Статьи по теме: