Погода была по-осеннему «колюча». Ветер трепал линии электропередач. Отчего, – хорошо было видно, как соприкасаясь между собой, – они сыпали желтыми искрами на землю.
Люди шли, закутавшись в одежды; подавшись вперед – под напором холодных порывов воздуха.
Так, сидя в купе вагона, скучал и ждал отправления поезда с Белорусского вокзала, что на Тверской заставе, Сергей Матвеевич Лисицын. Он уезжал из Москвы в свой родной Смоленск, где он работал и жил.
«Как же скучно… – думал про себя Лисицын, сидя у окна и нервно проводя ладонью по лицу, – хоть бы отправление уже, было поскорее, что ли…»
– Простите… – услышал он позади себя приятный женский голос.
Лисицын круто обернулся. В дверях купе стояла женщина лет тридцати пяти-сорока. Ее лицо, имело простую, ничем не примечательную внешность. Правильное лицо, чуть удлиненной формы, – должно быть, от худобы, – чуть тронутые оспой ровные щеки. Лицевые кости, чуточку выпирали – что придавало ей несколько изможденный вид. Нос был прямой, губы чуть полноватые, придававшие новоявленной спутнице скорбный вид. Белокурые волосы ее, зачесанные на прямой пробор, были собраны на затылке в густой хвост и заколоты металлической заколкой с автоматическим замочком, стилизованной «под золото». Единственное, что во внешности этой женщины очаровывало – были ее глаза, под красивыми ломаными бровями. Лазурные глаза, с длинными ресницами… но опять же, какие-то грустные, потухшие.
На ней было черное платье с длинными рукавами, доходящими чуть ли не до половины ладоней. Кожаные туфли на ногах были черного цвета, на небольшом каблучке. Через плечо у нее была перекинута темно-синяя спортивная сумка.
– Вы позволите… – еще раз спросила она, смотря на Лисицына кротким взором.
– Конечно, конечно. – любезно отозвался тот. – Проходите.
Женщина устало села на сиденье напротив, поставив свою сумку рядом с собой.
На несколько секунд в купе воцарилось молчание; обычное, какое бывает, когда в поезде едут незнакомые друг другу люди.
– Ох, и погода… – первой нарушила тишину незнакомка, – и ветер, и ветер.
– Да… – лениво ответил из своего угла Лисицын.
Опять наступило неловкое и тягучее молчание. Наконец по вокзалу объявили об отправке поезда «Москва-Смоленск», и, сначала, медленно, по-черепашьи, он начал набирать ход. Постепенно, увеличивая ход, поезд увозил Лисицына домой. Он даже откинулся на мягкую спинку сиденья от облегчения.
– Ну, вот, через четыре часа будем на месте, – ни к кому не обращаясь, проговорил он, посмотрев на свои часы.
– А вы из Смоленска? – робко полюбопытствовала сидящая напротив незнакомка.
– Да, – односложно выговорил Лисицын и уставился в окно.
– А вы? – тут же отведя взгляд от окна вагона, машинально спросил он, чтобы не показаться невежливым.
– Тоже из Смоленска. – с готовностью отвечала она. – В смысле, родилась в Смоленске, а живу в Москве.
Лисицына поразила ее наивность, какое-то сермяжное простодушие.
– А в Смоленск чего же?..
– Мама у меня там, в общем… вот. Пришлось ехать. Еще сестра старшая там же живет.
На мгновение Лисицыну показалось, что лазурные глаза незнакомки, и без того грустные, стали блестящими.
Заметив взгляд Лисицына, она скоро провела под глазами ладонью, и продолжала, как ни в чем не бывало.
– Простите, но… я вас где-то видела… может, ошиблась.
– Может быть… – небрежно ответил он, – собственно, я художник.
Ее, до этого грустные глаза, так и просияли. Уголки губ в милой улыбке поднялись вверх.
– Лисицын?
– Лисицын.
– Сергей Матвеевич?
Он утвердительно кивнул.
– Знаете, у вас замечательные картины! – восхищалась его попутчица. – Что-то «нестеровское»…
Лисицын благодарно улыбнулся и вдруг спохватившись спросил:
– Позвольте спросить ваше имя?
– Мария.
– Весьма рад, Мария. – совершенно искренне произнес он. – А насчет сравнения, это вы слишком…
– Нет-нет, – покачала она головой, – это правда. Я была в салон-галерее Союза художников. Какие лица, какие эмоции, а колорит!.. Нет, вы как знаете, а я останусь при своем мнении.
За окном стояла привычная, «поездная» перспектива. Одни луга сменялись другими, другие третьими. Попадались леса, с волнообразными темными вершинами. И бесконечные телеграфные столбы, от которых рябило в глазах.
Мария выпростала из своей спортивной сумки нехитрую снедь. Булка черного нарезного хлеба в целлофановом мешочке, копченое сало, пластиковую полуторалитровую бутылку ягодного морсу.
Лисицын продолжал глядеть невидящим взором в окно. На его уже немолодом лице лежала тень задумчивости. Темные глаза, под нахмурившимися русыми бровями, были предельно серьезны.
– Сергей Матвеевич… – мягко позвала его попутчица Мария.
Лисицын встрепенулся и вопросительно посмотрел на нее.
– Угощайтесь, не стесняйтесь. – радушно предложила она.
– Благодарю.
Он взял ломоть хлеба, положил на него небольшой кусочек сала и стал неспешно есть.
– Подождите, что же это я… – вдруг что-то вспомнил Лисицын, поднялся и полез за своей дорожной сумкой, мирно покоящейся на верхней полке.
Поставив ее на сиденье, он стал доставать оттуда жареную курицу, консервные банки с килькой, сырокопченую колбасу, плавленые сырки.
– Складчина, – просто ответил Лисицын и улыбнулся. – Теперь вы угощайтесь.
– Спасибо, – отозвалась Мария и тоже улыбнулась.
Лисицын взял нож и быстро нарезал курицу. Также быстро он открыл консервы.
– Берите, Мария. – услужливо предложил он. – Простите, приборы забыл, – и с этими словами он опять полез в свою сумку.
Вытащив оттуда две вилки, он протянул одну Марии.
– Спасибо вам, Сергей Матвеевич, – смущенно поблагодарила она.
Какое-то время они, молча ели под мерный стук колес. Вдруг Лисицын, решил задать, всю дорогу мучавший его вопрос. Тщательно промокнув губы, клетчатым носовым платочком, он спросил:
– Мария, можно вас кое о чем спросить?
– Спрашивайте. – с готовностью проговорила она, жуя кильку в томатном соусе.
– Если не хотите, не отвечайте мне. – сразу предупредил Лисицын.
Она кивнула.
– Я понимаю, что это не мое, – на слове «не мое» Лисицын сделал нажим, – дело, но… что вас все-таки заставило ехать в Смоленск?
Мария, отложив вилку в сторону, и выдержав положенную паузу, отвечала минорными нотами в голосе.
– Знаете, Сергей Матвеевич, в Смоленске, как я уже говорила, у меня родители, мама, а также сестра. В Москву переехала, когда замуж вышла. Там у меня и муж, и дети, и работа. Я флористка, в цветочном магазине.
Лисицын внимательно ее слушал, не перебивая.
– А мама, – продолжала Мария, – мама болеет, понимаете…
– Я могу помочь? – как-то сразу выпалил Лисицын, даже сам от себя немного не ожидая такой прыти.
– Что вы, Сергей Матвеевич, что вы… – отчаянно запротестовала она, – не нужно.
– Все упирается в деньги? – догадался тот и спросил. – Сколько?
Она начала было опять отказываться, но он жестом руки остановил ее.
– А все-таки? – переспросил он, по-прежнему глядя на нее в упор.
Мария назвала сумму. Лисицын потер ладонью правой руки щеку, что-то обдумывая свое…
– Кажется, я смогу вам помочь.
– Не надо, Сергей Матвеевич, миленький, мне очень неловко перед вами, – напрасно отказывалась Мария.
Лисицын слегка улыбнулся, посмотрев на нее. Только улыбка у него вышла грустноватая, сообразно обстоятельствам.
– Да вы, собственно, мне ничего и не должны будете, – успокоил ее Лисицын.
– Как?.. – не поняла она, растерянно моргая глазами.
– А вот так. Я вас напишу, хорошо?
– Нет, что вы, – решительно замотала она головой, – какая с меня натурщица-то.
– Не скажите…
Она сникла и лишь неопределенно пожала плечами.
– Отлично! – обрадовался Лисицын и вытащил папку с акварельной бумагой из сумки, – Так. Карандаш здесь. Приступим…
Он делал остро очиненным графитным карандашом этюд портрета. Неспешными, даже ленивыми движениями, прорисовывал контуры лица; ее ломаные брови и лазурные глаза – необыкновенно красивые и необыкновенно грустные.
– Так-так… это мы сейчас… – говорил себе под нос художник, слегка склонившись над своею работою.
Мария сидела напротив, не шелохнувшись и смотрела прямо на Лисицына.
«Да, – думал про себя Лисицын, коротко бросая взгляды на Марию и пальцем, нанося растушевку, – это будет необыкновенный портрет; я знаю. Что-то мне подсказывает…»
***
Когда поезд подходил к Смоленску, за окном было уже темно.
– Ну, вот и готово. – с облегчением протянул Лисицын, укладывая карандаш и бумаги в сумку.
– Можно посмотреть? – попросила Мария, склонив голову набок.
– Э, нет, голубушка… это лишь набросок, этюд, а вот… – он сделал вескую паузу, – а вот, когда будет картина, вы ее обязательно увидите. Не сомневайтесь.
– Спасибо, – смущенно ответила она и тоже стала собираться.
– И еще… – серьезно обратился он, – мне будет нужен номер вашей банковской карты, куда бы я мог перевести вам деньги за картину.
Она спросила номер телефона у Лисицына и быстро отправила ему номер своей карты.
– Отлично, – кивнул Лисицын, получив на своем телефоне входящее сообщение, – «*** Конькова Мария Вячеславовна».
*** *** ***
Домой Лисицын пришел в бодром расположении духа, хотя и уставший. На пороге его встречала жена, Лидочка. Одногодка своего мужа, она была полна обаяния, которое сильнее чувствуется в женщине, когда ей за сорок.
– Ну, наконец-то, а то заждались уже… – с добродушным укором проворчала она и крепко обняла мужа, запечатлев сердечный поцелуй.
– Как вкусно пахнет… – полюбопытствовал Сергей Матвеевич, снимая свое кожаное пальто и вешая его на один из металлических крючков, прикрепленных к стене прихожей, – никак, грибы…
– Они самые, со сметаной и картошкой, – похвалилась Лидочка, хитро прищурившись, – все, как ты любишь.
Лисицын, польщенный кулинарным изыском жены, пошел умываться.
Как приятно после дороги ощутить тепло и уют родного дома, свежесть воды, которой Лисицын старательно умывался, да и… саму легкость, почти невесомость, какая бывает только тогда, когда возвращаешься в родные пенаты.
Покончив с умыванием, Лисицын переоделся в домашнее, и с видимым удовольствием принялся за ужин.
– Скажи-ка мне Лидочка, – немного озабоченно спросил у жены Лисицын, вдруг перестав есть, – а где у нас Настя?..
– На факультативе, – буднично ответила она, суетясь у плиты.
– Темнишь ведь, мать… – как-то сразу посуровел Лисицын и отложил в сторону вилку.
– Да Господи, что мне «темнить»… – быстро обернулась она, – ты как скажешь, прямо не знаю…
Вдруг послышался звонок в дверь.
– А вот и Настя, должно быть… – облегченно выдохнула Лидочка и побежала отворять дверь.
***
– Па, когда уже академика-то получишь? – спросила Настя у отца, сидя за ужином.
– А чем тебя… – Лисицын потянулся за хлебом в хлебнице, – чем тебя член-корр. не устраивает, а?
– Устраивает, но…
– Тщеславие.
– Зачем?..
Лидочка внимательно слушала их разговор, сидя за столом. Она вообще любила слушать, когда отец разговаривал с дочерью. Это были редкие, но очень-очень ценные минуты для их семьи.
– Ты знаешь… – Лисицын отодвинул от себя пустую тарелку, – для художника, если он художник, главное – его творчество.
– Па, ну а как же?.. – не унималась Настя, жуя бутерброд из шпрот.
– Это… так. Награды для того и награды, но…
– …но творчество выше! – закончила за отца дочь и добродушно засмеялась, перефразировав его, который часто выражал оное утверждение.
Дочь Лисицына училась в одиннадцатом классе и готовилась к успешной сдаче ЕГЭ. Постоянные факультативы, усердные занятия в школе, и все для того, чтобы сдать государственный экзамен. К художеству она была равнодушна. Да, по сути, она ко всему была равнодушна. Иначе говоря, относилась ко всему – «никак». Надо было хорошо учиться – она училась; надо было хорошо сдать экзамены в школе – она их сдаст; чтобы хватило баллов поступить в институт на «бюджет» – она и поступит в институт на «бюджет». На большее она не хотела рассчитывать; училась так, чтобы хорошо окончить школу и чтобы этого хватило к поступлению в alma-mater без каких-либо проблем. Зачем еще что-то?
*** *** ***
Прошло месяца два с лишним как Сергей Матвеевич Лисицын работал над своей картиной. Как-то, работая в один из дней, над портретом Марии Коньковой, к Лисицыну в комнату зашла дочь.
– Ух, ты!.. – изумилась Настя, расширив свои большие темные глаза.
Лисицын обернулся на ее голос.
– Да…
– Это… – начала, было, Настя.
– Срочный заказ. Очень срочный. Поэтому… – Лисицын как можно мягче попросил, – Настя, если можно…
– Да, конечно… – и дочь, пятясь, неслышно вышла, затворив за собою дверь в комнату.
***
Сергей Матвеевич Лисицын работал напряженно. Если честно сказать, то он всегда работал так; полностью растворяясь в работе. Но сейчас было другое. То он просто писал: для выставок, частных коллекций; а то… когда его работа действительно могла принести настоящую пользу для человека.
Ел урывками, все время пропадая в своей комнате, – она же была мастерской, – работая над портретом Марии Коньковой.
*** *** ***
Через полтора месяца, портрет был полностью завершен. Лисицын отошел в сторону, чтобы посмотреть на свою работу со стороны. На картине был изображен портрет молодой женщины в черном платье с длинными рукавами. Руки ее, мирно покоились на коленях. Все в ее внешности было покойно и даже кротко: ломаные брови, грустные, красивые лазурные глаза, под длинными ресницами. Аккуратно зачесанные белокурые волосы на прямой пробор. Ах, да… покрытое оспинками, чуть удлиненное лицо и довершавшие трогательно-кроткое выражение, чуть полноватые губы; действительно, все это вместе взятое, несло в себе, что-то «нестеровское»…
– Настя, Лидочка, идите скорее сюда! – спешно позвал их Лисицын, от волнения слегка пританцовывая на месте.
*** *** ***
– Ну, так… – спросил Лисицын у своего очень хорошего приятеля – коллекционера Истомина, которого художник пригласил с визитом накануне.
Истомин подошел к картине и присмотрелся.
– Да… «нестеровское» есть… что-то. Я думаю, тысяч на *** потянет. Я готов приобрести ее.
– Ну, вот и отлично! – удовлетворенно потер руки Лисицын и встал с кресла.
– Сергей Матвеевич, если не секрет, – решил полюбопытствовать Истомин, тоже поднявшись, – с кого писал портрет?
– Не могу сказать, Пал Палыч…
Истомин недоуменно вскинул брови.
– Ну ладно, тогда я завтра деньги занесу. Хорошо?
– Устраивает, – кивнул Лисицын.
*** *** ***
На следующий день Истомин принес Лисицыну обещанную сумму денег за «Незнакомку» (так называлась картина).
Дома кроме Лисицына была только его жена.
– Ну, все, Пал Палыч, спасибо тебе большое, – поблагодарил его тот, крепко пожав руку.
Неожиданно раздался звонок в дверь.
Лидочка, как впрочем, и всегда, пошла, отворять дверь.
– Да вы проходите, – послышался из прихожей ее настойчивый голос, – он как раз дома. Проходите…
***
– Здравствуйте, Сергей Матвеевич, – поприветствовала его, его бывшая попутчица Мария, стоя на пороге комнаты. Ее лицо и без того бывшее грустным, стало еще более страдальческим. Оно еще сильнее осунулось. Глаза были еще более тусклыми, чем тогда, в поезде «Москва – Смоленск».
Одета Конькова была в черную шифоновую юбку, чуть выше колен; в серый свитер с вертикальными косичками, из-под которого виднелся бирюзовый воротничок шелковой блузы.
– А-а-а!.. – приятно изумился Лисицын, неожиданно узрев перед собою, свою бывшую попутчицу и натурщицу, – вот и наша «Незнакомка» пожаловала. Знакомьтесь, Пал Палыч…
Истомин тепло поприветствовал Конькову.
– Ну-с, Мария Вячеславовна, – и Лисицын, взяв 1/2 часть средств за картину, – которые он еще не успел убрать в маленький несгораемый сейф до поры до времени, стоящий в самом углу его комнаты на полированном столике с книгами, – вручил ей, – как и обещал…
Мария лишь коротко покачала головой на это.
– Не нужно, Сергей Матвеевич…
– Как?.. – смущенно проговорил он, все еще протягивая деньги Коньковой.
– Вы знаете, мама… – и Мария закрыла рот рукой, дав волю чувствам.
Наступила звенящая, напряженная тишина. Только прерывистые всхлипывания Коньковой, нарушали ее.
– Мария Вячеславовна, пожалуйте… – спохватился вдруг Лисицын и предложил ей сесть на стул, – что же вы, стоите…
Истомин же мялся на месте, как бы желая откланяться, так как почитал свое присутствие сейчас лишним; все же по просьбе Лисицына, он ненадолго задержался, лишь оставив его и Марию в комнате. Сам же Истомин, по приглашению же Лидочки Лисицыной, решил скоротать время за чаем с горячими оладьями и малиновым вареньем, покуда Лисицын беседовал с Марией Коньковой.
*** *** ***
– Вот и все, Сергей Матвеевич, – досказала она, шумно вдохнув воздух и вытирая слезы тыльной стороной ладони, – еще на прошлой неделе… кстати, вы верно удивлены, как я вас нашла? – неожиданно переменила разговор Конькова и видя, что Лисицын молчит, думая все о своем, продолжала, – мне ваш адрес дала мамина соседка по подъезду, Алевтина Федоровна…
Лисицын, сидя напротив, немного оживился от услышанного и сказал:
– На главпочтамте работает, да…
Та утвердительно кивнула.
– Подруга моей жены… да…
Вдруг Лисицын посерьезнел и снова произнес:
– Ну, что же, Мария Вячеславовна…
Конькова неожиданно поднялась.
– Я пойду, Сергей Матвеевич. Извините меня еще раз. – и она уже собиралась выйти из комнаты.
– Постойте, куда же вы?.. – подскочил Лисицын, схватив в охапку, лежавшие на книжном шкафчике деньги, куда он их сам и положил, – вот, возьмите, Мария Вячеславовна, вы совсем забыли…
Та лишь коротко покачала головой.
– Картина… и вправду очень красивая…
Лисицын же лишь возмутился на ее поведение.
– Да что там картина… возьмите деньги! Вы их заслужили.
Она все упиралась. На что Лисицын отвечал так, едва сохраняя самообладание и ходя по комнате взад-вперед:
– Скажите пожалуйста! Слыханное ли дело! У вас же есть семья. Есть?
Она кивнула, недоумевающее смотря на него своими красивыми лазурными глазами.
– Сколько детей у вас?
– Два. То есть, двое.
– Учатся? – не отступался тот.
– Один в школу ходит, другой в сад, но…
– Никаких но! – подлетел он к ней, от чего последняя немного шарахнулась, – Возьмите эти деньги, и пусть они принесут пользу вам и вашей семье, в той мере, в какой я хотел принести свою пользу вам. Тем более, вы сами мне говорили, что поиздержались, когда ездили к семье в Москву и обратно.
– Да, но… – хотела она возразить.
– Возьмите их… – умоляюще попросил ее Лисицын и добавил, – и работать вам по специальности, коллега.
На это замечание Мария, впервые широко улыбнулась, и таки приняла деньги из рук художника.
Стоит сказать, что по причине тяжкой болезни своей матери, Мария Вячеславовна Конькова была вынуждена ходить за нею несколько месяцев, наряду со своей старшей сестрой; из-за чего ей пришлось оставить работу в столице. Лисицын, назвав Конькову коллегой, разумел то, что та была, по собственному ее признанию – искусствоведом по специальности. Вот почему она хорошо разбиралась в живописи и была знакома с работами Сергея Матвеевича Лисицына. Истинно, это была ее родная стихия.
*** *** ***
После вышеописанного, Мария Вячеславовна Конькова спешно засобиралась домой, сославшись на то, что и так отняла много личного времени у Лисицына.
– Что вы, – отмахнулся тот, когда они вышли из комнаты-мастерской, – что вы, Мария Вячеславовна… может быть, чаю?
Та вежливо отказалась.
В таком случае, Лисицын попросил не отказать ему в маленьком одолжении; на что та, с легким недоумением на лице, лишь коротко пожала плечами.
***
– Пал Палыч, – повторил Сергей Матвеевич Лисицын свою просьбу товарищу, – доставьте Марью Вячеславовну туда, куда она вам укажет.
– Охотно, дорогой Сергей Матвеевич, – живо отозвался Истомин, одеваясь в прихожей; по-видимому, на него благотворно повлиял выпитый чай с вареньем и оладьями, – охотно.
Как видно, Сергей Матвеевич Лисицын в очередной раз проявил предусмотрительность, если угодно, предосторожность; ибо сумма, которую он заслуженно вручил своей «Незнакомке», была немалой, поэтому было бы поистине глупо, если бы она разгуливала с ней по улице одна.
***
Лисицын стоял у окна своей комнаты на четвертом этаже, и смотрел на улицу.
– Сережа, а кто она? – спросила его Лидочка, неслышно зайдя к нему в комнату и теперь стоя возле него у окна. За их спинами стояли холсты: как обрамленные, так и нет, как готовые работы, так и еще находящиеся в стадии этюдов, угольных зарисовок, работ, покрытых грунтом и на которые Лисицын уже начал наносить масло и исподволь облекать их в картины.
*** *** ***
– Жалко… как жалко… – повторила Лидочка, по-прежнему стоя возле мужа.
– Да, – тихо отозвался он, – не успел я. Не ус-пел…
И вдруг он стал мерить шагами свою комнату, оставив Лидочку в замешательстве стоять у окна.
– Лида, ты знаешь, – неожиданно остановился он на середине комнаты, растопырив пальцы правой руки, приподнятой в локте и… – теперь я, кажется, знаю, что чувствуют хирурги, – тут он сжал пальцы в кулак, – когда, в общем… они «теряют» своих больных. В кои-то веки…
Тут он, не договорив, снова подошел к окну, явственно наблюдая, как ярко пылала вечерняя заря на небосклоне лилового неба. Лидочка же, продолжавшая стоять рядом, ничего не говорила, а лишь молча, смотрела на своего мужа, который продолжал смотреть с четвертого этажа своего дома, что на 1-м Рачевском Переулке, за пылающей зарею, которая лучами своими, будто мазком, подергивала оконные стекла в шафрановый цвет. И думал, думал…
Комментарии
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий