Леопольд Иванович Журиленко со школьных лет в Курском детдоме очень хотел стать моряком, и, когда его призвали в армию, попал в школу водолазов, обретя специальность – резка и сварка металла под водой, которой он был верен в течение сорока лет. Судьба привела его во вспомогательное подразделение Балтийского флота. В Балтийске создал хорошую морскую семью, в которой не только он с женой, но и дети связаны с морем и с портом. Мичман Журиленко награжден орденом Красной звезды и множеством медалей, в том числе: «За отвагу», «За боевые заслуги». Вот его уникальные подводные истории.
За полярным кругом
Я участвовал в подъеме атомной подводной лодки, когда служил на океанском спасательном судне «Агатан». Такие суда были построены для рыбной промышленности, но все достались флоту. И вот мы пошли на боевую службу. Мы находились в акватории между Азорскими островами и Испанией. Получаем радиограмму из Москвы: «Следовать полным ходом в район острова Майяен», – это за Северным Полярным кругом. Двое суток шли и узнали об аварии на подводной лодке К-19. Если вы видели фильм, то знайте: там все искажено. Было не так. Мы пришли в этот район, когда личного состава на борту уже не было. Атомная подлодка стояла в дрейфе, и ее охраняла дизельная лодка. Она нас не подпускала, пока не получила подтверждения из Москвы, что мы спасатели и прибыли для поднятия К-19.
Как высадиться на нее? Стали в дрейф в
Но вот зацепили, и полез первым боцман наш, худой такой, Кривенко, его мы называли боцманенком. Он рискнул. Ноги скрестил, и, перебирая руками, двигался по канату на лодку. Иной раз накрывало волной так, что человека не видно, лодки не видно. Вода упала, с облегчением видим, что висит он на конце. Вылез все-таки он на лодку. А впереди у нее есть такой акустический стакан. Вокруг него поручни идут. Подцепил канат концом за эти поручни, это было уже надежнее. И стали мы таким образом перебираться на лодку. Только по канату! Нашей задачей было – завести трос за бортовые рули, чтобы буксировать потом лодку. Эту работу мы осуществляли четверо суток и работали только днем. Один выход на лодку – и ты получаешь тысячу единиц распада. Земляк мой получил тысячу двести единиц. А в мирное время допустимо только 75 единиц. Когда возвращались с лодки, вельбот бросало волной иногда выше кормы. Нужно было прицеливаться. На палубе стояли люди, и когда вельбот подбрасывало над палубой, нужно было хватать человека и – на палубу его. Тут не зевай, иначе можно было его утопить. Но главное, что за четыре дня мы не потеряли ни одного человека, это была радость.
А на лодке кормовой руль управления был на левый борт. И когда мы ее буксировали, она нас сбивала с курса: корма идет вправо, а нос – влево. Четверо суток она нас тягала кругами. Вышел с севера СС-21. Он был побольше «Агатана», взял нас за нос, и мы пошли цугом. Так добрались до Полярного. Пошли мимо норвежских берегов – уже волна меньше. Спускаем вельбот на воду. Во время буксировки мы заходили к кормовой части лодки и брали пробу воды. Такой прибор используется – в виде гармошки. Разжал в воде, вода туда попала, а обратно она уже не выйдет. И отправляли его на крейсер «Дмитрий Пожарский», который шел у нас впереди, а два эсминца по бокам. Иностранные разведки то справа появятся, то слева. Эсминец на полном ходу их отгонял. Через каждые два часа отправляли на крейсер пробу воды. И ночью, и днем. Привели лодку в Полярное. Не заходя в базу, стали на рейд, а лодку забрали два буксира. К нам на борт сел штурман, потому что для нас эти места были незнакомы. Мы зашли в Кольский залив. Когда подходил к нам СС-21, он нам с левого борта вырвал все дверные стойки, и мы пошли в судоремонтный завод в Росток.
Отремонтировали нас, и мы вернулись в Балтийск. Нас встречали с духовым оркестром, с цветами, ведь мы сделали большую работу. Шесть раз по 1000 единиц получили. Радиацию смывали с себя под душем. Давали нам по
Как поднимали танк из болота
А теперь я расскажу, как мы доставали из болота провалившийся туда танк.
Нам сыграли боевую тревогу. Рассыльный сообщил, что меня вызывает оперативный дежурный. Мне приказ: быстро снять водолазные станции, погрузить их на КАМАЗы и подобрать наиболее способных людей. Через час мы были готовы, чтобы ехать всю ночь к учебному полигону Прибалтийского военного округа в Нестерово Калининградской области. Там обучали танкистов. Прибыли мы в 7 часов утра. Было еще темно, а уже собралось много руководства, офицерского состава. И был флагманский специалист водолазного плавания Сидоренко. «Леопольд Иванович! Быстренько одевайся первым и сходи на разведку».
Что мы увидели? В этом месте было болото. Среди льда чернел пролом в виде квадрата, а лед был толщиной около полметра. Летом здесь трясина. Условий спуска никаких. Оделся прямо на льду. У танкистов была легкая водолазная станция, которая подавала чистый воздух. Я упал в проломленную воронку и стал погружаться. Только скрылся в воде, почувствовал, что погружаюсь в густое тесто, где ни руками, ни ногами двигать нельзя. Густая трясина. Я им передаю: «Не могу двинуться, выбирайте меня за шланг-кабель!». Ногами до танка я не достал. Что делать, как определить, на какую глубину он провалился? Привезли два металлических прута по
Шло танковое учение, командир взвода вел танки по курсам по его картам: «Тридцать шестой! Правее! Левей!»... А когда увидел, что танк пошел в болото, он скомандовал: «Тридцать шестому! Стоп!». Если бы танк не остановился, он не провалился бы под лед. Лед прогибался, но не проваливался.
Когда выяснили, что танк находится на 14-метровой глубине, стали на лед накладывать мост, как на реку. Пригнали саперный полк туда, а еще участвовал танковый полк. Прорезали за двое суток трассу – 250 кубических метров льда выпилили до берега болота, шириной
А где грейфер взять? Связались с морским портом Калининграда. Привезли оттуда двухкубовый грейфер. Он за двое суток был собран. Стали вытаскивать им грязь – не под силу. Надо кубовый грейфер. Только через обком партии достали кубовый. И им вычерпывали над затонувшим танком грязь. А из двух поплавков больших сделали площадку для водолазов, изготовив деревянный настил. С него водолазы ныряли в болото. Меня одевали, подтаскивали к металлическому пруту, и я его силой вгонял в болото, пока не ощущал, что он уперся в металлический корпус танка. А болото имеет свойство сходиться. Поэтому приходилось снова и снова вычерпывать грязь над танком. За время, пока я достиг танка, спускали четырнадцать раз. И каждый раз вычерпывали грязь в этом колодце между льдами. На пятнадцатый раз я опустился до танка и на ощупь обнаружил, что он перевернут. Большой крюк оказался внизу. А чтобы определить устройство танка, меня возили в часть и объясняли, где что расположено, чтобы я на ощупь мог определить. Теперь нужна была остропка. Ее производили так: зацепили тросами за гусеницы, и два тягучих буксира остропили за крюки. А один трос за крюк не зацепился. Когда потянули, увидели, что этот трос свободно пошел. И снова начали черпать грязь, потому что к этому времени болото сошлось, часов шесть черпать. Я снова в воду, перестропил. Это длительная работа, участвовали сотни солдат. Они тянут, и только по указанию водолаза. Пришли четыре танковых тягача на берег. Стал полковник на средний тягач. У танка 10 тонн тягловое усилие, его собственное, на лебедке, и каждая точка тягача в 70 тонн. И счастье в том, что танк лежал на круглой башне. Если бы оказался на ровном киле, возможно, мы бы его и не вытащили. Танк был загружен боеприпасами. Мы боялись его ставить на ровный киль, снаряды могли сдетонировать. Убрали всех людей оттуда, я спрятался под другой танк, мне все же интересно было увидеть конец работы. Перевернули удачно, ничего не случилось. Пришла пожарная машина и обмыла танк. Вода стекла – и что мы увидели, когда открыли люк? Сначала увидели водителя танка. Его ноги были в валенках, лежал он головой к центральному люку. Другой танкист был зажат пушкой, а она стояла на стабилизаторе, и нужно было мертвого освободить. Еще один танкист зацепился ногой за кресло, а четвертый сидел в кресле. Жутко всем доставать мертвых. Я надел комбинезон, полез, вытащил, тела твердые, скрюченные.
А что с танком? «Переберем, будет ходить. Смажем и почистим железо, и оно снова на ходу», – отвечали мне солдаты.
Прилетел на вертолете генерал-полковник Белобородов, перед тем, как мне спускаться в воду в первый раз. «Живых мы мучим, на это есть необходимость, а мертвых мы должны предать земле. Поднять танк, во что бы то ни стало!» И он улетел. А потом вернулся, когда мы уже вытащили танк. Спрашивает: «Кто? Чья заслуга по остропке?» Ему говорят: «Журиленко». Он снимает часы швейцарские, правда не золотые, но красивые, и говорит: «За заслуги перед Родиной!»
Была ли тут опасность для жизни? Да, была. Более пятнадцати минут находиться над танком нельзя было, и вытаскивали меня человека три-четыре за шланг-кабель – так быстро болото сходилось. А если бы шланг-кабель не выдержал? Но такова моя работа… глаза боятся, а руки делают.
Как искали янтарную комнату
– Я тогда служил в Лиепае. Прибегает рассыльный, вызывает оперативный дежурный: сейчас будешь разговаривать по телефону с адмиралом Сенатским. Я с ним участвовал в судоподъеме «Гамбурга». Тогда он был еще капитаном 2 ранга.
– Юрий Константинович, что такое? – спрашиваю я.
Он на вопрос вопросом отвечает.
– Обследовали ли вы ледокол типа «Кастор», который находится в море напротив Балтийска?
Я обрисовал ему картину:
– Разница с тем ледоколом, который мы поднимали, в том, что у «Кастора» был в носу винт, а в этом – зуб ледорезный. Длина
А Сенатский говорит:
– У нас появилась версия, что этот ледокол выходил с порта Пиллау (Балтийск) последним, а раз он забит мебелью, то, возможно, там находится Янтарная комната.
Задача была такая – разгрузить этот трюм и убедиться, есть ли там Янтарная комната.
К нам прилетела представитель музеев Москвы, она пошла с нами в море, и каждую панель мы ей показывали. Есть ли предметы этой Янтарной комнаты?
Я служил тогда на корабле ВМ-143 (водолазный морской корабль), команда была готова, и мы отправились на обследование и разгрузку этого трюма. Рано утром мы вышли из Лиепаи. Меня назначили старшим. Прибыли утром в Балтийск, здесь еще я получил инструктаж. Прибыли к месту нахождения затопленного ледокола. Над ним для безопасности судоходства постоянно стоит буй гидрографический. Так как он стоит дифферентом на корму в 9 градусов и над носом чистой воды
Это была длительная, нудная работа, бесполезная, изнурительная. Я тогда подумал: «А что, если опустить женщину под воду в колоколе». На нашем борту была штатная шлюзонаблюдательная камера ШНК-100. Я подумал: «Если представительницу музеев спустить под воду в колоколе, подвести поближе к трюму... тогда нужно становиться над ледоколом. А у нас осадка 2,
На борту судна не было нигде никакого наименования. Мы обследовали его весь, нигде ничего. Там еще была мастерская, но и на инструментах нигде ничего не было выбито. Точила, ножовки, дрели. Я достал ящик сверл, они такие, что победитовые не сравнить с ними, брали любой кусок стали.
Мебель, которую везли на корабле, разъехалась, и мы доставали отдельные панели, показывали женщине, и она говорила: «Не то, не то!».
– Замечаете ли вы на панелях лепнину, может, часть янтаря осталась? – задавала вопросы представительница из Москвы.
Но ничего такого не было. Версия о Янтарной комнате отпала. На судне были только боезапасы.
Мои друзья шутили: «Куда послан мичман Журиленко, там офицеру делать нечего». Аттестовали нас каждый год, и нам доверяли. Мы несли колоссальную ответственность, чем я, конечно, гордился. Я никогда не подводил, не допустил потери ни одной жизни, хотя были моменты, когда и своя жизнь на волоске висела. Но рисковать надо было.
Комментарии
Комментариев пока нет
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий